http://cft.mirf.ru/Articles/13/2612/redania.jpg

Редания – это самая тривиальная неограниченная монархия. Во главе государства стоит король. De iure, он обладает полной и абсолютной властью. De facto, всё зависит от личности короля и его советников. Короли всего лишь люди и подвержены влиянию, несмотря на все свои права, регалии и привилегии. Наследование происходит по прямой нисходящей линии. Наследовать трон имеют равное право как сыновья, так и дочери. Однако история показывает, что подобный прямой порядок не всегда соблюдался. Иногда король мог оставить трон не своему старшему ребенку, то есть не по праву первородства, а следующему. Ни к чему хорошему такое не приводило. В качестве поучительного исторического примера можно привести восстание Фальки и его причины.

С точки зрения государственного устройства и административно-территориального деления, Редания – унитарное государство. Все, кто когда-либо наведывался на кафедру Права в Оксенфуртском университете, знают, что унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными. Дать точную характеристику в этом вопросе относительно Редании представляется затруднительным. Опять-таки, de iure Редания централизованное государство, a de facto нет. Столица Редании – Третегор. Там расположен двор, абсолютное большинство административных властных структур, органов исполнительной и судебной власти, там издаются законы и указы, там подписываются соглашения. Но не менее важное, в том числе и политическое, значение имеет Оксенфурт. Это Университет, накопитель новых знаний, идей, это почти символ Редании. Но это и Новиград, экономический центр, со своей системой управления, это почти город-государство. Даже монетный двор располагается в Новиграде. И тем не менее, и Оксенфурт, и Новиград – это части Редании. Видимо, имеет смысл говорить не о децентрализованном государстве, а просто об очень развитой системе самоуправления. Однако, и об Оксенфурте, и о Новиграде можно говорить много, что мы и сделаем, но несколько позже.

Ну и чтобы завершить с формой реданского государства, несколько слов о политическом режиме. Это не демократия, с этим сложно не согласиться. Это не тоталитарное и не автократное государство в чистом виде. Опять-таки для тех, кто бывал на кафедре Права, не является тайной, что других форм политического режима не существует. Существуют только комбинации этих трех. Думаю, стоит согласиться, что в разные периоды времени в Редании преобладала то одна, то другая форма. На данный момент преобладает автократический тип. Власть осуществляется меньшинством (а именно Визимиром/Дийкстрой и его ближайшим окружением) в интересах этого самого меньшинства. Но и с некоторым учетом мнения большинства: давить свой собственный народ никто не хочет.

Эх, черт побери, как же власть развращает! Как искушает воспользоваться ею! Как легко забыться, когда она у тебя есть! Но стоит забыться раз, конца не видать…

Сигизмунд Дийкстра, шеф тайных служб королевства Редании
Функции власти

Все законодательные функции осуществляет король. Он издает указы, приказы, распоряжения, законы. Никто больше в государстве подобными полномочиями не обладает. Советники, министры, чиновники на местах могут отдавать распоряжения и издавать приказы только в пределах своей компетенции, а король, конечно, может любой этот приказ отменить. Король имеет право вмешиваться в любую сферу деятельности, в любой вопрос. У него есть право на все. И, будем откровенны, термин "правовое" к этому государству не особенно подходит.

Функции исполнительной власти распределены следующим образом. У короля есть кабинет министров (пример, министр иностранных дел, министр финансов и т.д.), подотчетный королю либо человеку, которому король поручит данную функцию. В этот же кабинет министров входят в обязательном порядке главнокомандующий и шеф тайных служб. Они руководят соответствующими сферами жизни государства. Министры вносят королю свои предложения по совершенствованию законодательной системы, всем прочим вопросам. Надо отметить, что в финансовой сфере, в вопросах международной политики только король имеет право принимать решения, в то время, как в других сферах министры наделены правом издавать указы в пределах своей компетенции.

Ибо закон – не юриспруденция, не толстенная книга, забитая параграфами, не философские трактаты, не напыщенные бредни о справедливости, не истрепанная фразеология о морали и этике. Закон – это безопасные дороги и тракты. Это городские закоулки, по которым можно прогуливаться даже после захода солнца. Это гостиницы и корчмы, из которых можно выйти в сортир, оставив кошелек на столе, а жену у стола. Закон – это спокойный сон людей, знающих, чего разбудит их пение петуха, а не красный петух! А для тех, кто закон преступает, – виселица, топор, кол и каленое железо! Наказание, отпугивающее других. Тех, кто закон нарушает, следует хватать и карать. Всеми доступными средствами и методами…

Фулько Артевельде, префект
Правосудие и закон

Для осуществления правосудия имеются королевские суды. Судейские должностные лица назначаются министром юстиции. Таковыми являются королевский судья, прокурор и адвокат. Секретарь суда назначается самим судьей. В настоящее время в Редании действует именно состязательный процесс. Обвинения выдвигает прокурор, а защиту осуществляет адвокат либо сам подсудимый, если он отказывается от услуг адвоката. То есть прокурор по собственной инициативе либо на основании иска потерпевшего предъявляет обвинение, а обвиняемый и адвокат должны его оспорить и доказать несостоятельность. Королевский судья выступает беспристрастным арбитром, который выслушивает стороны, разбирает дело и выносит свое решение.

Стороны имеют право представлять документы и свидетельские показания, другие виды доказательств. Относимость и допустимость доказательств решает королевский судья.

Если обвинение не подтверждается, истец должен возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки. Следствие ведется по инициативе прокурора при помощи стражи и не ограничено сроками. Широко применяются "средства физического воздействия" на подозреваемого, т.е. попросту говоря, пытки. Королевский судья имеет право принимать участие в следствии в качестве независимого наблюдателя за законностью, но не имеет право давать никаких указаний по ходу следствия, а только выносить предупреждения, если он считает, что нарушается закон.

Основными стадиями процесса являются дознание, общее расследование и специальное расследование. Задачей дознания является установление факта совершения преступления и подозреваемого в нём лица. Для этого прокурор при помощи стражи занимается сбором предварительной информации о преступлении и преступнике. Если прокурор получает данные о том, что кто-либо "опорочен общей молвой или иными заслуживающими доверия общими доказательствами, подозрениями и уликами", тот заключался под стражу.

Общее расследование сводится к предварительному краткому допросу арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении. При этом действует принцип виновности подозреваемого, то есть его заранее считают виновным в совершении преступного деяния, и это уже дело подозреваемого доказать свою невиновность. Наконец, происходит специальное расследование – подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника и его сообщников. Специальное расследование является определяющей стадией процесса, которая заканчивается уже вынесением приговора. Именно на этой стадии подключается адвокат и судья, который и выносит приговор. Решение королевского судьи является окончательным и пересмотру не подлежит, если только король самолично не потребует пересмотра.

Оглашение приговора должно происходить в публично-устрашающей обстановке – сопровождаться колокольным звоном и т.д. Приговоры бывают обвинительные, с оставлением в подозрении и оправдательные. Как правило, обвинительные приговоры, особенно предусматривающие телесные наказания и смертную казнь, приводятся в исполнение немедленно после оглашения.

В любом государстве найдутся люди, которых можно назвать слепыми фанатиками идеи общественного согласия. Преданные этой идее, они ради нее готовы на все. На преступление тоже, поскольку цель, по их мнению, оправдывает средства и изменяет соотношения и значимости понятий. Они не убивают, нет, они спасают порядок. Они не истязают, не шантажируют – они обеспечивают интересы государства и дерутся за эти интересы. Жизнь единицы, если единица нарушает догму установленного порядка, для таких людей шелонга ломаного не стоит. А того, что общество, которому они служат, состоит именно из единиц, такие люди во внимание не принимают. Такие люди обладают так называемыми широкими взглядами… а широкие взгляды – это вернейший способ не замечать других людей.

Высогота из Корво в изложении Эстерада Тиссена.
Социальная структура реданского общества

В целом подданным Редании живется неплохо. Пусть периодически случаются мятежи, а иногда и целые восстания:), пусть иногда непонятые соотечественниками реданцы уезжают из страны искать счастья в других краях, но в целом реданское правительство заботится о своих подданных, а подданным потому жаловаться особо не на что. Да, о ком-то заботятся лучше, а ком-то хуже, но почти у всех есть крыша над головой (у кого-то мраморная и вся в позолоте, а у кого-то из соломы, но ведь есть же!), есть, что поставить на стол и чем затопить печь в холода. Так что жаловаться по-крупному не на что, да и разве в соседних государствах по другому?

Конечно, Редания не является кастовым обществом, но общественный статус, сословия значат очень многое. И тех, кто родился на шелковых пленках с вышитыми гербами, ждет совсем другое будущее, чем тех, кто появился на свет на дерюге. При этом, перед тем, как перейти к социальным статусам, наличествующим в Редании, стоит заметить, что все-таки совсем жесткой границы между ними нет. Всегда можно выслужиться до любого дворянского звания и самого высокого положения, а сын герцога может не застрахован от того, чтобы стать обыкновенным бродягой. Примерами подобного пестрит история всего Севера, да и в Редании этого явления предостаточно, а уж один из ярчайших примеров – пресловутая Фалька, реданская принцесса от первого брака короля Вриданка Реданского.

Самым привилегированным сословием, конечно, является дворянство. Дворяне имеют право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии (суд равных). Дворяне обладают правом носить оружие, в том числе при дворе короля. Дворяне имеют преимущественное право назначения на определенные придворные и государственные должности. Дворяне освобождаются от уплаты государственных налогов, кроме налога на недвижимость в столице. Несмотря на то, что крестьянство является уже лично свободным, у благородных сеньоров все еще сохраняется право первой брачной ночи :).

Для Редании характерна традиционная вассальная система: "вассал моего вассала не мой вассал". Вассалы приносят традиционную ленную присягу, обязаны своему сюзерену военной службой и данью, за что сюзерен обязуется своего вассала защищать, дарует ему справедливый суд и свое покровительство.

Само дворянство в Редании подразделяется еще на несколько видов. Во-первых, несколько слов надо сказать об апанаж-графах. Апанажем называется крупное земельное владение, предоставляющееся некоронованным членам королевской семьи. Апанаж-графы всегдя являются вассалами исключительно короля.

Далее идут титулованные дворяне: маркизы, графы, герцоги. Особая разница между данными титулами если исторически и присутствовала, то уже давно стерлась. Титулованные дворяне также всегда являются вассалами исключительно короля. В-третьих, речь пойдет о простом дворянстве. Они могут быть как вассалами короля, так и арьер-вассалами для апанаж-графов, титулованного дворянства или дворян, являющихся вассалами короля. Но в целом особой разницы между всеми ними нет, привилегиями всем обладают одинаковыми, а различия лишь в том, откуда и от кого, кто получает свой доход, а также в том, кому приносит ленную присягу. Более того, думается, что все данное деление имеет уже более исторический характер, так как в связи с централизацией и концентрацией государственной власти, все дворянство de facto обязано будет служить королю, а не тому, кому de jure давали ленную присягу.

Ну и также надо сказать о так называемом "третьем" сословии. Оно состоит в основном из городского населения. Оно является весьма пестрым по своему составу и практически объединяет в себе трудовое население, интеллигенцию (если так можно выразиться :)) и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматриваются как "неблагородные", не имеют каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие является фактически единственным податным сословием в Редании и на него ложится все бремя уплаты государственных налогов.

Близко к третьему сословию стоит и жречество и прочие духовные лица. На особом положении находятся жрецы Вечного Огня в Новиграде. Они, безусловно, освобождены от всех личных и имущественных податей, обладают личной неприкосновенностью, во многом олицетворяя власть города.

Что касается кмехтов, то основная масса представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой все время возрастает.

На совершенно особом положении находятся маги. Чародеи и чародейки стоят вне сословной лестницы. Независимо от того, из какого сословия они вышли родом, они правят даже не государствами, а судьбами мира, и такие мелочи как формальное дворянство их, конечно, интересовать не может. Маги всегда пользуются особым отношением, а в Горс Велене они не просто привилегированная элита, а уже кто-то, сравнимые с небожителями, потому что город фактически существует благодаря и за счет магов.

Нетерпимость и зазнайство всегда были присущи глупцам и никогда, думается, до конца искоренены не будут, ибо они столь же вечны, сколь и сама глупость. Там, где ныне возвышаются горы, когда-нибудь разольются моря, там. где ныне пенятся волны морские, когда-нибудь раскинутся пустыни. А глупость останется глупостью.

Никодемус де Боот. "Рассуждения о жизни, счастье и благополучии".
Расовые проблемы в Редании

В настоящее время в Редании еще нет массового изничтожения нелюдей. Эльфы, гномы, низушки, краснолюды спокойно живут в человеческих городах, стараясь, конечно, по возможности не смешиваться с людьми. У них есть свои анклавы, свои кварталы в городах. Они все равно стоят обособленно, потому в человеческом обществе поровну тех, кто не делит соседей по расовому признаку, и тех, кто в своей нетерпимости отказывает нелюдям в тех же правах, что и нынешним хозяевам этой земли – людям. И неважно уже, что и Новиград, и Третогор, Оксенфурт и многие-многие другие человеческие города – это то, что люди построили на фундаментах эльфийских построек.

Периодически случаются погромы, но это явление пока не приобрело массовости, к такому развитию событий пока даже нет никаких предпосылок. Официально такие погромы, конечно, это преступление. Но наказывать половину города? А потому власти часто закрывают глаза на случившееся. А нелюди уже привыкли страховать свое имущество, чтобы легче переносить любые потрясения.

Несмотря на официальное равенство всех подданных, тем не менее то в одном, то в другом месте всплывают дискриминационные факты. Ярчайший пример – бордель "Пассифлора", куда не пускают нелюдей. И все это знают, и все с этим мирятся, но в удобном случае власти могут потребовать устранения подобной дискриминации.

Таким образом, общая расовая политика в Редании не допускает никаких формальных различий на общегосударственном уровне, но власти на местах закрывают глаза на все те нарушения прав иных рас, которые происходят на подконтрольной им территории, а иногда и поощряют их, но по-тихому, неофициально.

Война – это продолжение политики владык. А сколько из ныне правящих будут жить через сто лет? Ни один, это очевидно. Сколько династий выдержат? Предвидеть невозможно. Сегодняшние территориальные и династические споры, сегодняшние амбиции и сегодняшние надежды через сто лет будут прахом и пылью, покрывающими хроники.

Филиппа Эйльхарт.
Внешняя политика в Редании. Методы

Дипломатия, как известно, это средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Это официальная деятельность глав государств, министров иностранных дел, дипломатических представительств и т.д. по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

Редания, по всей видимости, обладает широкими дипломатическими связями с другими государствами. Существует практика постоянных посольств на общих принципах взаимности, неприкосновенности личности посла и т.д. Так же может применяться практика разъездных послов, применяемая в тех случаях, когда по какой-либо причине невыгодно держать в каком-то государстве посла постоянно, а посему он появляется там периодически, выполняя в остальное время другие функции.

В данном положении война рассматривается лишь как один из методов ведения внешней политики. Это всегда остается крайним методом, к которому прибегают, когда никакие другие уже не дают желаемого результата. Другими же методами, активно применяющимися, являются переговоры, заключения пактов, таможенная война. Экономические методы, используемые, к примеру, Визимиром и Фольтестом друг против друга, отличаются многообразием: это и право абсолютного склада, и повышение ввозных пошлин, повышенные налоги для иностранных товаров, право торга, блокада границ для товаров и многое, многое другое.

Ведь, кажется, существовали какие-то союзы. Договоры о взаимопомощи… Пакты…

Геральт из Ривии
Внешне-политические связи

Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес и призванным регулировать их отношения путем взаимных прав и обязанностей. Такие соглашения от имени Редании может заключать только король. Министры, главы городов подобными правами не обладают. В силу своей специфики несколько отличное положение занимает Новиград. Иерарх Новиграда имеет права на заключение международных договоров, но только в экономической сфере и только с одобрения короля Редании, но несмотря на данное одобрение. Субъектом по договору будет являться именно Новиград, а не Редания в целом.

Однако надо признать, что именно экономические договоры не слишком характерны. Государства заключают договоры о границах, о взаимопомощи, какие-либо военные союзы, но экономические, торговые соглашения носят характер кратковременный и несерьезный.

В свете вышесказанного выделяются Эксетерские трактаты, о которых хочется сказать особо. Суть их сводится к следующему: море свободно и открыто; торговля – свободна; прибыль – священна, полюби торговлю и прибыль ближнего своего, как свои собственные; усложнение кому бы то ни было торговли и получения дохода есть нарушение законов природы. Сторонами первого эксетерского трактата "Mare Liberum Apertum" являлись Ковир, Редания, Темерия и Каэдвен. Позже к ним присоединились и прочие морские государства. К сожалению, нормы установленные данными соглашениями касались лишь морской торговли, но не более того.